Агрессия в играх: враг или фраг
Вопрос агрессии и жестокости в компьютерных играх поднимался уже не раз. Порой даже до суда дело доходило, но чем каждый раз все заканчивалось – известно каждому. Однако схватка продолжается: новые статьи и психологические исследования на уже успевшую стать “вечной” тему продолжают появляться в прессе и в Интернете буквально каждый день. Хотя убеленные благородными сединами профессора все-таки помаленьку сдают позиции. Примером тому служат хотя бы названия игр, которыми они пытаются проиллюстрировать свои статьи. Конечно, Mortal Combat или Doom люди еще помнят, но вот некий Wolfenstein 3D – для многих уже далекая история.
Жестокие игры увеличивают вероятность возникновения агрессивных мыслей и поступков у человека, постоянно играющего в них. Психологи и доктора наук Крейг Андерсон (Iowa State University of Science and Technology) и Карен Дилл (Lenoir-Rhyne College) провели два небольших эксперимента. Первый из них показал, что наиболее агрессивные люди постоянно играют в компьютерные игры с элементами насилия. Второй – что любой человек сможет на время увеличить уровень своей агрессии, даже недолго поиграв в подобные игры.
Во время первого эксперимента 227 случайно подобранных учеников колледжа попросили, используя специальную шкалу, самостоятельно определить уровень собственной агрессии. При этом обнаружилось, что студенты, любившие в детстве играть в “жестокие” компьютерные игры (и продолжающие делать это до сих пор), отличались более высоким уровнем агрессии по сравнению с остальными. Во втором эксперименте 210 учеников того же колледжа, разделившись на две группы, играли в “жестокие” (Wolfenstein 3D) и “мирные” (Myst) игры. По прошествии некоторого времени выяснилось, что уровень агрессии учеников, игравших в жестокие компьютерные игры, на порядок выше, чем у тех, что предпочли мирные. Это подтвердил эксперимент – добровольцам было приказано “наказать” оппонента, “обрабатывая” его уши громким шумом.
Психологи считают, что главной опасностью “жестоких” игр является то, что они порождают стопроцентно агрессивную реакцию на практически любую конфликтную ситуацию. Формируется подсознательный условный рефлекс, подсказывающий, как вести себя в случае возникновения той или иной проблемы. Причем чем больше времени человек проводит за компьютером (играя в “жестокие” игры), тем выше вероятность того, что любая, даже просто неоднозначная ситуация, требующая анализа и размышлений, будет воспринята им как конфликтная, которую он будет решать единственным доступным ему способом, а именно – силой.
В плане воздействия на мозг человека “жестокие” компьютерные игры намного опаснее фильмов (или книг) с аналогичным содержанием. Играя на компьютере, человек сам принимает решения (идентифицируя себя с персонажем игры), тогда как при просмотре видеоряда он лишь пассивный наблюдатель. Тем более что, как показали исследования, многих привлекает в подобных фильмах вовсе не количество жертв на экране, а общий динамизм, упрощенность и высокая скорость развития сюжета.